Тема использования темных тонов в пользовательских интерфейсах крайне спорная. И это не удивительно, ведь выбор подходящего фона крайне важен для эффективности продукта, потому что он может сделать сайт или приложение крайне эффективным, а может и «убить» остальные дизайнерские решения в данном продукте.
Содержание
Визуальное восприятие темных тонов
Один из опросов пользователей, проведенных не так давно, относительно их предпочтений в цветовой гамме, показал, что почти половина респондентов предпочитает светлый фон. Так как большинство привыкло читать на светлом фоне. Вместе с тем, около десяти процентов ответчиков отдали предпочтение темному или черному фону, и более трети отвечавших сообщили, что выбор определяет тема, контент в каждом отдельном примере.
Такую серьезную пропорцию нельзя отвергать в процессе проектирования сайтов или приложений. Это хороший пример, показывающий, как важно проводить исследования для выявления предпочтений пользователей перед тем, как приступить к созданию сайта.
Если подойти к данному вопросу с научной точки зрения, то проведенные некоторыми учеными эксперименты говорят, что эффективность проекта зависит от уровня контрастности используемых цветов. Т.е. и темный фоном можно эффективно использовать, если остальные используемые цвета дизайна достаточно с ним контрастируют.
Читаемость
Один из известнейших специалистов UX Джейкоб Нильсен (Jacob Nielsen) заметил: «Использование высокого контраста крайне важно. Оптимальным являются черные буквы на белом фоне. Белый текст на черном фоне также возможен к использованию. Хотя уровень контраста при этом такой же, как и в случае с позитивным текстом, но инвертированная цветовая схема несколько снижает восприимчивость к информации у посетителя. Но читаемость еще больше страдает, если черный текст сделать светлее, а фоне поменять с белого на более темный.»
Жизненно важным аспектом, влияющим на эффективность продукта, является читаемость, и она относится не только к тексту. Кроме самого текста на странице могут присутствовать и другие элементы и символы (изображения, цифры и т.д.).
Поэтому дизайнер, выбравший темный фон для проекта должен продумать не только восприятие и читаемость текста, но и позаботиться о читаемости всех остальных важных элементах дизайна.
Во избежание проблем с читаемостью при использовании темных цветов, необходимо помнить следующее:
- Темный фон «впитывает» часть освещения от других элементов, поэтому между элементами должно быть достаточно «свободного», пустого пространства;
- На читаемость также влияет размер текста, размер параграфа и кернинг;
- Темный не означает черный. Поэтому в каждом отдельном случае имеет смысл тестировать разные сочетания темного фона и цветов контента;
- Градиенты и блики могут влиять на читаемость.
Контраст
Еще одно интересное решение в плане визуального аспекта представлено сайтом webdesign.about.com. Уровни контрастности разных комбинаций цветов и демонстрирует, что черный цвет хорошо контрастирует практически со всеми цветами.
Кроме того, необходимо заметить, что темный фон выглядит более тяжелым и глубок, предоставляя великолепную возможность использовать высококачественный графический контент (изображения, иллюстрации, постеры и т.д.) Хорошая композиция и следование принципам иерархии, безусловно, повысит читабельность, а значит, и эффективность всего проекта.
Эмоциональное восприятие
Психология цвета – еще один аспект, который необходимо учитывать. Обычно, темные цвета ассоциируются с элегантностью и загадочностью. В большей степень, черный – это формальность, престижность, сила. Это, возможно, одна из причин, по которой многие крупные бренды создают свои визуальные презентации в черно-белой схеме.
Преимущества темного фона
Согласно всем пунктам, рассмотренным выше, мы можем сделать вывод, что использование темного фона несет в себе следующие выгоды:
- Стиль и элегантность;
- Чувство загадочности;
- Роскошный и престижный вид;
- Поддержка визуальной иерархии;
- Глубина отражения представленного контента;
- Визуальная привлекательность.